Письмо ученику и другу
Я часто видел его, когда
шёл из общаги до автобусной остановки по дороге в институт. Стройный
парень стоял во дворе у своего дома. Блондинистый, голубоглазый, и
невероятно красивый! Но не было повода заговорить с ним, познакомиться,
подружиться… Спустя год я помогал нашему декану проводить отборочные
консультации на актёрский факультет: комплектовал очередную десятку и вёл
её в аудиторию для прослушивания. И вдруг среди абитуриентов я увидел того
красивого пацана из Гавани. Мы шустро познакомились, и договорились после
консультации вместе поехать домой. Я узнал, что Боря уже снялся в
фильме «Мандат» на Ленфильме. Одноклассники предвзято относились к его
звёздной славе: однажды у меня горели кулаки, когда мы ехали с Борисом в
автобусе, его знакомые откровенно издевались над ним, мне хотелось врезать
им в их наглые морды. Но Борь был смолоду талантливым дипломатом, он сумел
предотвратить возможную драку. Актёрский курс в ЛГИТМИКе набирал
дряхлый от старости педагог. Его молодая ассистентка была очарована
Борисом и сказала, что на третий тур Борису ничего не нужно готовить, что,
мол, он – уже студент. А вообще-то абитуре наказывали приготовить какой
либо сценический этюд. Ассистентки на третьем туре не было – заболела, а
Борис не смог изобразить достоверно этюд – рыбную ловлю – никогда на
рыбалке не был. Слепой маразматик – руководитель курса, не взял Бориса в
свои ученики. Меня в Москве не было, я гостил у матери в Сибири.
Позвонил Борису в Ленинград, узнал про дурацкую ситуацию на экзаменах, и
посоветовал Борису поступить в институт культуры, чтобы не загреметь в
армию. Спустя полгода я после бессонной ночи пошёл к врачу, у меня
тряслись руки, и я получил освобождение от занятий на неделю. Мы с Борькой
рванули в Москву, на месяц. Во МХАТе у меня была знакомая актриса, Кира
Николаевна Головко. Сначала она послушала Бориса, потом ради него
собрались педагоги, планирующие набирать курс в текущем году. Борису дали
задание для экзаменов подготовить «монолог Чацкого». Я подёргал Сергея
Юрского, выспросил у него, как с ним работал над ролью Чацкого Г.А.
Товстоногов. Полгода я работал с Борисом, учил его азам актёрского
мастерства. Занимались в актовом зале по вечерам, иногда всю ночь
напролёт. Иногда я чётко видел, что Боря хочет спать, что он меня уже не
слышит и не понимает. Но я продолжал урок, потому что сам был увлекающимся
человеком. Однажды я подошёл к своему преподу по сценической речи и
попросил её объяснить мне: что такое – словесное действие? Педагог
улыбнулась и сказала, что, если у меня возникают такие вопросы, это
говорит о том, что я расту, как режиссёр. На другой день я вдруг
открыл для себя волшебные законы словесного действия. И мои занятии с
Борисом давали удивительные результаты. Я сам в те годы «открыл» для
себя творчество Сергея Есенина, и старался увлечь стихами Есенина и своего
первого в моей творческой биографии ученика. Я плакал, когда слушал стихи
в исполнении Бори Щербакова. Вот почему во МХАТе спустя годы появился
спектакль из есенинских стихов в режиссуре и актёрском исполнении Бориса
Щербакова. Иногда вместо уроков актёрского мастерства мы с Борисом
покупали несколько бутылок сухого вина, орали вместе с магнитофоном песни
Высоцкого или гуляли по ночному Питеру. Очень любили валяться по цветочным
газонам! Перед вступительными экзаменами во МХАТ Борь улетел в Москву.
Пару дней спустя я встречал его в аэропорту Питера, Борь показал мне
справку о том, что он является студентом школы-студии МХАТа. В своих
интервью Борис Щербаков уверяет доверчивую публику, что он, мол, опоздал
на экзамены, что врывался в аудиторию и кричал: «Пал Массалыч! Я хочу
учиться у Вас!» На самом деле руководитель будущего курса Массальский
и приёмная комиссия в полном составе ради прослушивания Бориса Щербакова
собиралась до начала вступительных экзаменов на актёрский факультет. На
экзамене члены комиссии послушали монолог Чацкого, и попросили прочесть
ещё чего-нибудь. Борис прочитал стихотворение Константина Симонова, о том,
как слепому нищему вместо хлеба сунули в протянутую руку камень.
Возбуждённая актёрским талантом Бориса, комиссия дружно, с явным
удовольствием, промочила глазки… Получается, Бориса Щербакова взяли в
студенты за исключительный его талант и сценическое обаяние. Радуюсь, что
в случившемся была и моя заслуга. Спустя полгода я уже работал в
детской редакции Ленинградского ТВ, проходил там дипломную практику, делал
интересные постановки для малышей. Из Москвы на каникулы прилетел
студент-первокурсник школы-студии МХАТ Борис Щербаков. В одной из моих
передач он читал рассказ Виктора Драгунского. Редакторы и операторы были
поражены экранным обаянием Бори, который был представлен телезрителям, как
профессиональный актёр. На репетициях мне приходилось бороться с
природной ленью Щербакова. Иногда он сам просил: «Ты меня заставляй, а то
мне неохота…» Другие качества характера способствовали развитию
творческого дарования будущего знаменитого актёра. Настойчивость,
целеустремлённость, работоспособность, невероятное личное обаяние… В
одной из телепередач Борис Щербаков, не называя моего имени, упомянул обо
мне, правда, оговорился, что знакомство со мной было для него «шапочным».
Речь шла о том, как Борис попал в массовку на сцену «БДТ» в Ленинграде.
Я заранее знал, что Боря непременно прославится, что получит звание
народного артиста. Мои пожелания и предсказания сбылись. Когда я
уезжал из Ленинграда на работу в провинцию, я написал Борису письмо, что
будем встречаться один раз в десять лет. Этой традиции мы придерживаемся
до сих пор. Что ж, ученик превзошёл учителя. Так и должно быть! Я
всегда любил Бориса, считал его своим лучшим другом. Он тоже любил меня.
Но мы никогда не говорили о своих чувствах, мы, наверное, стеснялись своих
чувств. Правда, друг друга мы всегда называли: «Боренька»… У Бори было
развито чувство юмора. «В Москве есть, оказывается, станция метро
«Щербаковская!» - хвалился он. Меня он иногда «подковыривал» оригинальными
«матерками». Я, по молодости, тогда обижался. «Шапочное знакомство»
меня поначалу тоже обидело. Но потом я решил, что это не намёк на мою
творческую «невезуху», а очередная «подковырка» моего друга. Боренька!
Я благодарен тебе за то, что ты есть в моей жизни. Ты мой друг! Дорогой,
любимый и единственный! Я знаю твой номер телефона, я могу в любой момент
позвонить тебе, если мне вдруг понадобится твоя помощь. Но, как твой
первый в искусстве учитель, я советовал тебе самому решать все твои
проблемы. Кстати, и десяти лет не прошло с момента нашей последнее
встречи!
Файлы@mail.ru Скачай мультфильм
"Золушка" с красивыми персонажами
Файлы@mail.ru "Жизнь этого парня"
Знаменитая "кинодуэль" юного
Лео Ди Каприо и Роберта де Ниро
Актрисы
сёстры Германовы
На главную |