За кулисами телевидения и кино  


Всякое разное
На главную!

Besucherzahler russian bride
счетчик посещений

В этой главе я поведаю "любопытным" читателям про "изнанку" работы профессионалов ТВ и кинематографа. О том, как "непросто" создавались "шедевры", как "ёрничал-шутковал" над москвичами, неугомонный комик Евгений Моргунов, как "далёкие" от искусства чиновники, и, ранее, и сейчас, "куражатся" над творческими личностями, как телевизионные "небожители" позволяют себе "редактировать" тексты русских и иноземных литературных классиков. Как талантливые произведения и их творцы, появляются на голубом экране не "благодаря", а "вопреки" абсурдным обстоятельствам. Как "перепрыгивают" из одного служебного кресла в другое, телевизионные и киношные начальники, не представляющие из себя, ну, никакого интересного содержимого, сравню эпоху становления ТВ семидесятых годов, и его сегодняшнее состояние. И, как, мой любимый Алёша Скворцов - Володя Ивашов "на закате жизни" "подрабатывал" частным извозом... Последний факт, считаю, позором русской интеллигенции, государства, нации. Наверняка, английская королева, которая, после мировой премьеры "Баллады о солдате", принимала у себя во дворце молодого русского артиста, выражала восторг по поводу сыгранной им роли, целовала парня, ничегошеньки не ведала о последних днях русской "кинозвезды" - Владимира Ивашова.

Дипломную практику я проходил в детской редакции Ленингралской студии телевидения. Мне поручили режиссировать тележурнал для малышей. Он состоял из трёх страничек: "Прогулки по "Ленинграду", постановки какой-либо известной сказки для малышей, и странички - "развлекашки" на любую, интересную для детей тему. На редакционных "летучках" тележурнал не ругал только "ленивый". Но очень скоро редакторы стали меня благодарить за удачные и интересные выпуски, в редакцию стали приходить сотни писем от маленьких ленинградцев, которые хотели бы вместе с "нашими" детсадовскими детьми, погулять по интересным местам северной столицы. Секрет успеха телесюжета был простым: группу из детского сада, которая постоянно участвовала в этих сюжетах, молодую красивую телеведущую, фотографа, и меня, беспрепятственно пускали для фотосъёмок на любые объекты. Мы фотографировались в первом домике царя Петра Первого, прикасались к его подлинным предметам обихода и личным вещам. На стене Петропавловской крепости видели приготовления артиллеристов к залпу из старинной пушки, которая сообщала жителям города, что в Ленннграде наступил полдень. Гуляли по "Летнему" саду, любовались его ажурными решётками, и сказочной красоты мраморными скульптурами. В эфире показывался колейдоскоп фотографий, а ведущая тётя Нелли рассказывала, где дети были, что видели, как воспринимали увиденное? Дети-телезрители охотно верили тому, что показывалось, и о чём рассказывалось, потому что подлинность исторических достопримечательностей подтверждали сфотографированные рядом "живые", ленинградские ребятишки. После просмотра наших передач, дети-телезрители шли с фотоаппаратам и друзьями, на поиски своей исторической "старины", которая, быть может, прячется на соседней улице.

В те годы становления советского телевидения, авторитет режиссёра был необычайно высоким. И служебная субординация была неукоснительной. Да и ответственность режиссёра за художественный результат работы творческой группы была тоже "железной". В перерывах во время "трактовых" репетиций, я выходил в фойе, и, с ужасом, видел отражение своего лица в зеркале: лицо было пунцовым! Оказывается, во время репетиций я так сильно волновался, что, увлечённый работой, совершенно не замечал своего волнения. Когда я приходил на обед в студийную столовую, молодые повара, узнавали, что мальчик, похожий скорее на старшеклассника, чем на телережиссёра, действительно, работает здесь режиссёром, получали от меня кассовый чек на одну порцию, но, с улыбкой, накладывали мне полные тарелки всякой "вкуснятины", которой и в меню не было.

В первый выпуск страницы - "развлекашки" автор сценария вставила детскую игру: "пятнашки-догоняшки". Зачем она была нужна телезрителям, мне до сих пор остаётся непонятным? Для разучивания правил игры в детском саду, или в начальных классах школы? Как мог играть ребёнок в эту игру, если он, допустим, смотрел телепедачу дома, в полном одиночестве? Думаю, что сценаристка добавила "пятнашки-догоняшки" для увеличения собственного авторского гонорара. И. тем, не менее, именно этот сюжет был назван на редакционной летучке моей режиссёрской "конфеткой".

Учиться телережиссуре приходилось самому: главный режиссёр редакции Николай Михайлович Куракин предоставлял мне полную творческую своботу. В павильоне был выстроен большущий лабиринт для ребячьей беготни. Однако, на первой же репетиции, оказалось, что на мониторах носятся крошечные фигурки детей в пространствах, размерами, как африканскаая пустыня. Я догадался дать команду художнику-постановщику: уменьшить размеры декораций в несколько раз. И случилось чудо: телевизионное действие стало "смотрибельным" и увлекательным. Телеспектакль заранее записывался на видеоплёнку, на плёнке же он и шёл в эфир. Во время сдачи руководству редакции записанной передачи, редакторы, удивлённые органикой поведения детей на экране, вскакивали с кресел, и смотрели в павильон, желая убедиться в реальности происходящего на мониторах. Увы, в павильоне, никого не было. В моих телеспектаклях всегда происходили живые неожиданности, вроде случайного "мелькания" перед телекамерой милой "попки" ведущей тети Нелли.Такого рода случайности и неожиданности придавали телеспектаклю элементы "кинематографичности". Увлекательное, "живое" действо видели телезрители в моих передачах вместо "зарепетированных", "вымученных" "теледокладов" "прилизанных" советских октябрят и пионеров в передачах других режиссёров. Декорации были простенькими: раскрашенные белой краской фанерные щиты. К всеобщему удивлению, декорация превращала обычную передачу, в сказочный, новогодний спектакль. Получить какой-либо совет от членов творческой группы было невозможно: боялись творческой ответственности - вдруг совет не пойдёт во благо готовящемуся спектаклю? Звукооператор включала магнитофон только после команды звукорежиссёра. Моих команд никто не выполнял, кроме моего ассистента, сидящего за пультом. Такая строгая служебная субординация, думаю, сыграла определённую роль в общественном мнении - лениградская школа телевидения была в разы выше московской. В 90-годах мне пришлось поработать вместе с Игорем Романовским над циклом передач "Дело за малым" для 31 канала. Снимал сюжеты, писал авторские тексты, даже монтировал передачу. И выдавал передачу, сидя за пультом, как ассистент режиссёра. Пожилая женщина-звукорежиссёр постоянно выражала своё неудовольствие моими командами: они мешали ей слушать звукоряд передачи в эфире. Такого звукорежиссёра, который не воспринимает команд ассистента, выдающего передачу в эфир, на ленинградском ТВ, давно бы оставили безработной. На всех телестудиях страны существовал обычай: телеоператоры испытывали характер новичка-режиссёра: делали вид, что не слышат команд режиссёра, что не работает связь... В принципе, я подобный экзамен, как правило, сдавал на "отлично". На Ленинградской студии был со мной случай: один из операторов постоянно игнорировал мои команды, и старался выдавать собственные "авторские" картинки, которые мешали общему монтажу передачи. Пришлось "позвать на помощь" главного режиссёра редакции. Н.М. Куракин убедился, что оператор "капризничает", поговорил с ним о чём-то. Этого "непослушного" оператора я никогда больше не встречал в стенах ленинградского ТВ.


Hosted by uCoz